Проектирование освещения

Продажа, монтаж и гарантийное обслуживание
светодиодного оборудования

+7 495 627-75-78 +7 964 568-24-03
Отправить заявку
Ваш заказ еще не сформирован
Главная Об уличном освещении

Искуственное освещение городов.


Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.

Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета - таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции ну и конечно же светодиодные источники света. Многообразней стала техника управления городским освещением, использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.
Освещение городских магистралей
Для светового оформления городской магистрали необходимо, прежде всего, распределить светильники уличного освещения, выбрать их тип, высоту и конструкцию опор. Выявить возможности витринного освещения и степень его влияния на освещение тротуаров и проезжей части улицы. Следует также учесть специальное освещение фасадов отдельных зданий исторического или художественного значения. Затем необходимо создать проект световых реклам, размещенных на крышах и фасадах зданий, определить их примерные размеры и цветность. Освещение садов и бульваров, входящих в ансамбль улицы, также должно приниматься во внимание с учетом того, что в районах зеленых насаждений обычно отсутствуют магазины и реклама, что снижает освещенность на улице. Все источники света показывают графически на плане улицы условными знаками, а для наглядности выполняют несколько ночных перспектив улицы. Следует помнить, что архитектурное решение освещения улицы зависит не столько от уровней освещенности, сколько от гармонического сочетания и стилевого единства отдельных частей осветительной установки и от степени уменьшения блескости в поле зрения.
 Освещение улиц
При освещении улиц как линейного объекта наибольшая доля светового потока должна быть направлена по двум противоположным сторонам вдоль улицы, создавая при этом равномерное освещение на всем ее протяжении. Практика показывает, что для оптимального решения этой задачи необходимо иметь светильники, имеющие максимумы силы света, направленные примерно под углом 65-75° к вертикали в двух противоположных направлениях. Такая трансформация светового потока лампы возможна толы помощью зеркал и преломлятелей, которыми и снабжено большинство современных уличных светильников.
Устройство уличного освещения регламентируется ВСН 22-75 - «Инструкцией по проектированию наружного освещения городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов». По характеру предъявляемых требований к освещению все улицы и площади городов подразделяются на три категории: А - скоростные дороги, магистрали общегородского значения и т.п.; Б - магистральные улицы районного значения, дороги грузового движения и т.п.; В-улицы и дороги местного значения.
В отличие от всех других осветительных установок уровень освещения для дорог с асфальтобетонным покрытием нормируется не величиной освещенности, а величиной яркости поверхности дорожного покрытия в направлении наблюдателя, находящегося оси движения транспорта. Это объясняется тем, что асфальт в особенности мокрый, обладает резко выраженным зеркальным характером отражения, вследствие чего величина освещенности может характеризовать видимость. Для улиц и дорог, имеющих простейшие (грунтовые, щебеночные) или переходного типа (асфальтовые, укрепленные вяжущими) покрытия, допустимо характеризовать уровень освещения величиной освещенности. Поэтому ВСН 22-75 устанавливает норму освещения улиц и других проездов с асфальтобетонным покрытием в виде величины средней яркости (в пределах от 1,6 до 0,2 кд/м2) в зависимости от категории улиц и плотности движения, а для улиц с простейшими переходного типа покрытиями - в виде величины средней горизонтальной освещенности (в пределах от 6 до 2 лк). ВСН 22-75 содержат ряд качественных требований к устройству уличного освещения, в том числе определяют наименьшую допустимую высоту подвеса светильников в зависимости от их характеристик, мощности и типа ламп, а также соотношение наибольшей и наименьшей величин яркости и освещенности и т.д.
Для освещения улиц и дорог рекомендуется применять в основном газоразрядные источники света. В настоящее время в этой области наибольшее распространение получили лампы ДРЛ. Люминесцентные лампы применяют редко, преимущественно в южных курортных небольших городках, где не требуется большой яркости. Эксплуатация люминесцентных ламп в северных города в зимнее время затруднительна. В заграничной практике нарду с лампами ДРЛ довольно широко применяют натриевые лампы низкого и высокого давления. В Москве и в некоторых других городах для освещения площадей используют ксеноновые лампы ДКсТ. Лампы накаливания в настоящее время применяют только в поселках или на городских улицах местного значения; применение этих ламп вследствие их малой экономичности будет постепенно сокращаться. Для уличного освещения в настоящее время широко применяют светильники: РКУ - уличный консольный; РСУ - уличный подвесной; ИСУ - уличный с галогенной лампой накаливания; СППР - подвесной призматический; СВР - венчающий; РБУ - настенный. Наиболее распространенный способ установки уличных светильников - на специальных опорах или на опорах троллейбусной сети. Рационально применять для подвески светильников тросовые растяжки между домами, но этот прием пригоден в основном при кирпичной застройке; панельные дома обычно не рассчитаны на установку растяжек. На узких улицах, внутри кварталов, во дворах светильники иногда устанавливают на стенах зданий.
Опоры для уличных светильников изготовляют из стали, алюминия, железобетона, дерева. Деревянные опоры применяют только в поселках, на небольших улицах. Стальные опоры также не имеют распространения из-за дефицитности стали и большого веса. В некоторых странах получили распространение алюминиевые опоры. Фонарь уличного освещения представляет собой совокупность опоры, кронштейнов и светильников. Различают фонари венчающего и консольного типов, отличающиеся способом крепления светильников. .
Широкое распространение получили фонари, опора которых изгибается под углом 15°, и эта изогнутая часть служит консолью для крепления светильника. Большинство современных консольных светильников рассчитано на установку с таким наклоном. В некоторых из них имеется соответственно изогнутый патрубок. Такие светильники должны устанавливаться на горизонтальных консолях. Не допускается устанавливать светильники под углом 30-40°.
При установке светильников на тросовых растяжках часто возникает вибрация проводов и тросов, передающаяся в той или иной степени зданиям, к которым крепятся тросы. Во избежание этого явления тросы следует крепить к стенам зданий обязательно с помощью специальных амортизаторов. ВСН 22-75 предусмотрено несколько оптимальных схем размещения фонарей на улицах.
В зависимости от ширины и категории улиц применяются следующие схемы расстановки фонарей: односторонняя, двухрядная в шахматном порядке, двухрядная прямоугольная, осевая, двухрядная прямоугольная по осям движения, двухрядная прямоугольная по оси улицы. Первые три схемы соответствуют случаям установки фонарей, а последние - подвеске светильников на тросах. Особое внимание следует обращать на освещение перекрестков, переходов и закруглений дорог.
При освещении площадей, где требуется осветить большие поверхности при относительно небольшой освещенности (яркости) покрытия, число опор всегда желательно сократить или полностью от них отказаться, для чего применяются прожекторы с ксеноновыми лампами ДКсТ единичной мощностью 20 или более кВт. Прожекторы могут быть установлены или на высоких мачтах (высотой 20-25 м).
Более комфортное решение можно получить при использовании тех или иных светильников уличного типа, установленных на высоких опорах в виде «люстр» - групп из нескольких светильников. Однако для обслуживания фонарей высотой 15-20 м требуется специальное крановое оборудование или устройство конструктивных приспособлений на опоре.
Группа мощных светильников собрана в «люстру» в виде кольца, которое может перемещаться вдоль опоры с помощью тросового привода, находящегося в полости опоры. Лебедка, электродвигатель, пусковое устройство размещаются в основании опоры или в отдельном шкафу, устанавливаемом рядом с опорой. Обслуживание светильников производится с земли при опущенной «люстре». Такие фонари получили распространение во Франции не только для освещения площадей и сложных пересечений, но и для освещения транспортных парков, стадионов и в других случаях.
При освещении площадей фонарями консольного типа необходимо правильно выбрать рисунок консолей и размещения фонарей, так как криволинейные консоли, будучи ориентированы в разных направлениях, часто придают площадям непривлекательный вид.
Освещение тоннелей, мостов и дамб.


 В последнее время большое распространение получили транспортные туннели, устраиваемые в местах пересечения улиц. При движении по такому туннелю у водителей транспорта возникает резкая переадаптация зрен

ия с одного уровня яркости фона на другой. Днем в туннеле неизбежно темнее, чем на улице, вечером все (висит от того, как освещен туннель Многочисленными исследованиями установлены и введены в ВСН 22 75 следующие требована предъявляемые к освещению тун

нелей.
Освещение туннелей длиной более 40 м должно иметь два жима работы дневной и вечерний. Вечерний режим должен обеспечивать среднюю освещенность на уровне дорожного покрытия 60 лк по всей длине туннеля. Дневно

й режим должен создавать освещенность, постепенно убывающую от въезда (выезда) в туннель к его середине с величины 1000 лк до 60 лк. Это условие в какой то степени облегчает переадаптацию глаза к изменяющимся световым условиям. Туннели длиной менее 40 м могут освещаться равномерно, средняя освещенность для этих случаев принята 60 лк. Светильники в туннелях обычно устанавливают в виде световых полос, размещенных в стенах около потолка. Число и мощность ламп в светильнике изменяются в зависимости от требуемой освещенности. Обычно применяются люминесцентные лампы или лампы ДРЛ, но в зарубежной практике известно также применение натриевых ламп.

Для мостов и дамб, чтобы обеспечить требуемый уровень освещения, устанавливают большое число фонарей, которые часто не увязываются по масштабу и рисунку с архитектурой моста. Сокращение их до приемлемого числа, определяемого некоторым модулем мостовой конструкции, приводит к применению нерациональных технически многоламповых фонарей, не обеспечивающих достаточную равномерность освещения. Поэтому в последние годы в ряде стран начали применять осветительные устройства, встроенные в ограждения моста и представляющие собой линию из зеркальных светильников с люминесцентными лампами. При оптимальном решении такой схемы целесообразно располагать светильники высоко, т.е. в поручне, иногда светильники располагают в поребриках моста. Для получения достаточной равномерности освещения дороги бортовые светильники должны иметь резко выраженный максимум силы света, направляемый к противоположному краю проезда.
 

Освещение Бульваров и Скверов


Бульвары и скверы не требуют интенсивного освещения, так как здесь нет движения транспорта. Часто можно ограничиться освещением только главных аллей и проходов. Следует учитывать, что на бульвар обычно попадает также свет от прилегающих улиц. Формальное выполнение норм без учета этого обстоятельства иногда приводит к чрезмерному увеличению числа фонарей, что особенно заметно в скверах партерного типа и на бульварах с молодыми деревьями. Для садов и бульваров целесообразно применять фонари торшерного типа с венчающими светильниками.


Опоры для установки уличных светильников


Современные опоры для установки уличных светильников - это сложные сооружения, которые надо рассматривать всесторонне: как архитектурное сооружение, с точки зрения их непосредственного назначения, т.е. установки на них светильников в определенном положении и их эксплуатации, а также с точки зрения конструкции, материалов, из которых они изготовляются, и наружной отделки.
Опоры для установки светильников несут точную функциональную службу, являются неотъемлемым элементом архитектуры города, очень ярко выявляющим ее характер, что проявляется в общей художественной форме, в орнаментации, в применяемых материалах и отделке.
Так как опоры уличного освещения в крупных городах всегда сооружались из «вечных» материалов - чугуна, стали, бронзы, натурального камня, бетона, - естественно, что служат они длительное время. Во многих городах Советского Союза и других стран опоры для светильников являются существенной частью архитектурного наследия и часто представляют большую историческую и художественную ценность.
Все эти примеры подтверждают, что опоры со светильниками являются достаточно важным элементом архитектуры города. Это положение иногда, к сожалению, недооценивается в отечественной градостроительной практике последних лет. В период до 1954-1956 гг. было создано большое количество опор для светильников, установленных на бульварах и скверах разных городов Советского Союза. Однако их художественная ценность в большинстве случаев сомнительна. Их архитектура отличается тяжеловесностью, усложненной орнаментацией в «классическом» стиле, и малой технической рациональностью. Интересна попытка применить здесь в стилевом характере прошлого века люминесцентные лампы. По сравнению с помпезным характером опор послевоенного периода (до 1954 г.) они представляют собой более скромное и художественно сдержанное решение.
В наше время происходит быстрое развитие светотехнической промышленности, изготовляющей источники света и светильники, и это вызывает необходимость соответственных изменений в конструкциях и формах опор для них.
Но так как опоры, сооруженные из долговечных материалов, могут служить десятки лет, экономические соображения заставляют использовать существующие в старых городах опоры, приспосабливая их к новым светильникам.
Новые опоры сооружаются, главным образом, в новых городах или в новых районах, или при реконструкции старых улиц. Поэтому в любых старых городах во всем мире можно увидеть опоры, приспособленные более или менее удачно к новым светильникам.
Опоры, сооруженные десятки лет назад, можно видеть в крупнейших городах: в Москве, Праге, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне.
Сравнительно старые модели опор для венчающих светильников представляли собой колонны различного сечения, на которых устанавливались светильники с рассеивателями из молочного стекла и лампами накаливания. Позже светильник с лампой накаливания заменили люминесцентным светильником на 1-3 лампы.
Для увеличения мощности люминесцентного светильника его сдваивают, отчего вся конструкция опоры со светильником приобретает архитектурно новую форму. Как упоминалось выше, такими светильниками освещен старейший район Лондона-Сити. Эти светильники расположены по центральной оси улиц, при таком расположении значительная часть светового потока расходуется на освещение фасадов, что в данном случае целесообразно, так как в этом районе со сравнительно узкими улицами здания заняты главным образом деловыми конторами, которые не освещены ночью, а ярко освещенных витрин магазинов там очень мало.
Необходимо также упомянуть о типе опоры с одним венчающим светильником, накрытым сверху крышей, - отражателем. Эти светильники с лампами накаливания или люминесцентными редко применяются для освещения больших улиц. Чаще их устанавливают на малых улицах, небольших площадях, вокруг памятников, у входов в парки и в некоторых других местах города, где желательно выделить более освещенную небольшую площадь.
Для установки светильников на больших улицах применяют, главным образом, опоры с большим выносом светильников в сторону центральной оси улицы. Эти опоры предназначены для жесткой установки светильников с лампами ДРЛ или с обычными люминесцентными лампами, наклон светильника к горизонтали принимают под углом 15-20°.
Благодаря этому, а также в результате применения новых материалов, архитектурная форма опор приобретает современный вид, их силуэт выразителен и лаконичен.
Первые металлические опоры для светильников отливались из чугуна. С развитием металлургии опоры стали делать из чугунных и стальных труб с литым чугунным основанием. Увеличение высоты опор, вызванное увеличением мощности электрических ламп, привело к сооружению ступенчатых стальных опор, составленных по высоте из двух-трех труб уменьшающихся диаметров.
Дальнейшее развитие технологии проката позволило изготовлять стальные опоры значительной высоты цельными, с постепенным уменьшением диаметра, а также с изгибом трубы для установки светильника, вместо приставного поперечного кронштейна.
Таким образом, наиболее современная металлическая опора по архитектуре и технологии представляет собой цельную конструкцию, тонкую и выразительную по силуэту, особенно красивую с светодиодным светильником.
В последние годы в некоторых странах стали изготовлять опоры путем прессования из листового металла. Обычно такая опора имеет граненую форму в разрезе, штампуется из двух продольных половинок, которые потом свариваются. Опора получается легкой, тонкой и изящной, ее сечение уменьшается по высоте.
Однако более рациональным, в целях экономии металла, является изготовление опор из железобетона, особенно у нас, при большом развитии производства железобетонных изделий самого различного назначения и профиля.
Железобетонные опоры вначале изготовлялись трубчатые с металлическими кронштейнами или другими приспособлениями для установки светильников, в настоящее время они изготовляются разнообразных сечений, прямые и изогнутые, для установки одного или двух светильников.
В отечественной практике в начальном периоде изготовления железобетонных опор слепо повторялись формы чугунных литых опор или стальных с литыми кронштейнами, которые, как и чугунные, были украшены «классической» орнаментацией, розетками, пальметками и другими подобными фигурами. Впоследствии железобетонные опоры приобрели свой специфический характер. Дальнейшее применение железобетонных опор должно привести к усовершенствованию их архитектурной формы, созданию форм, обусловленных именно этим материалом и соответствующей технологией и, следовательно, значительно отличающихся от стальных опор, даже наиболее современных.
Внедрение в тесовое производство может в значительной степени удовлетворить потребность строительства в опорах разного назначения.
Расширение номенклатуры железобетонных опор должно идти не только за счет опор для светильников, но и для световых указателей и светосигнальных приборов.
Важным моментом в улучшении качества железобетонных опор является отделка опор, фактура поверхности и цвет. Все способы офактуривания и расцветки, которые применяются в массовом производстве железобетонных изделий, могут быть также использованы при изготовлении опор. В зависимости от производственных возможностей могут быть созданы гладкие или фактурные поверхности с мелкими мозаичными вкраплениями, можно применять цветные бетоны, а также окрашивать опоры силикатными, перхлорвиниловыми или поливинилацетатными красками; стальные опоры нуждаются в периодической окраске масляными красками.
Большое значение для дальнейшего улучшения качества железобетонных опор имеет разработка узла присоединения светильника к опоре, к кронштейну, точная увязка этого узла с конструкцией и формой современных светильников. Опоры, выпускаемые предприятиями Мосгорисполкома, представляют значительный интерес с этой точки зрения, так как для каждого типа светильника имеется кронштейн соответствующей конструкции.
Несомненно, необходима совместная работа архитекторов, электриков, светотехников и технологов железобетонного производства в области создания и внедрения опор, которые явятся полноценным элементом современной архитектуры города.


Размещение светильников на улицах


Для освещения улиц и площадей применяются почти все виды источников света и соответственно им - светильники. В настоящее время происходит постепенное переоборудование осветительных установок городов. Старые источники света и светильники заменяются новыми, производятся эксперименты с целью внедрения в освещение городов наиболее рациональных и экономических типов источников света и светильников. Этот процесс происходит как у нас, так и в зарубежных странах.
Например, в Москве прогрессивные мощные ксеноновые лампы находятся в стадии экспериментального производства и обычные лампы накаливания различных мощностей постепенно заменяются более рациональными светодиодными светильниками.
Установка светильников на улицах производится либо на опорах, либо на тросах - растяжках, пересекающих улицу; соответственно существуют светильники для той и другой установок. Некоторые типы светильников, главным образом с лампами накаливания, приспособлены для любой установки.
Светодиодные светильники бывают разной конструкции - для подвески на тросах и для установки на опорах. Светильники с лампами типа ДРЛ имеются универсальной конструкции и специальной - для подвески или для установки на опорах.
В практике освещения городов выработано несколько приемов наиболее рационального размещения светильников на улице. Первый прием - размещение вдоль центральной оси улицы с установкой на опорах или с подвеской на тросах. Второй - вдоль улицы, по одной ее стороне, на опорах. Третий - вдоль обеих сторон улицы, на опорах, расставленных в шахматном порядке, либо одна против другой (прямоугольная схема). Во всех случаях возможно применение опор на один или два светильника.
Выбор той или иной схемы расположения и шага светильников (расстояния между светильниками вдоль оси улицы) производится на основании светотехнического расчета и определения экономической эффективности. Описание методов этих расчетов имеется в специальной литературе.
Так как основное назначение уличных светильников состоит в освещении проезжей части, то наиболее рациональным является их размещение по центральной оси улиц. Однако в практике осевое размещение светильников применяется, главным образом, при освещении узких улиц. Освещение широких улиц светильниками, размещенными по оси, вызывает технические затруднения - необходимо сооружать очень высокие опоры (до 30 м), что сложно, дорого и неудобно в эксплуатации. Подвеска светильников на тросах, закрепленных непосредственно в стенах зданий, также сложна и неудобна для широких улиц.
Осевое размещение светильников на улицах шириной 15-25 м осуществляется либо на опорах, либо на тросах. Опоры могут быть на один или два светильника любой конструкции. На тросах также могут быть подвешены светодиодные светильники или светильники с люминесцентными лампами, лампами накаливания или ДРЛ.
В настоящее время осевое размещение светильников характерно для старых городов или старых районов новых городов. В частности, в Москве и Санкт Питербурге на многих старых улицах существует осевое размещение светильников с подвеской на тросах, которое вполне себя оправдывает с точки зрения правильного распределения освещенности в поперечном направлении улиц.
Очень широко распространено осевое размещение светильников в некоторых районах Лондона, для которых характерны старые, сравнительно узкие улицы; причем обычно светильники установлены не на тросах, а по одному или по два на каждой опоре. Они различны по конструкции и источникам света, например, в Лондонском Сити - люминесцентные, с вертикально поставленными лампами, по два светильника на каждую опору, развернуты они в поперечном направлении улицы.
На узких улицах до 12 м шириной нередко применяется одностороннее размещение светильников на опорах, установленных вдоль тротуара, или даже на кронштейнах, закрепленных в стенах. Однако такое закрепление на стенах современных зданий вызывает конструктивные затруднения, кроме того, при таком расположении светильники слишком удалены от проезжей части улицы. Вопрос о креплении светильников на стенах зданий необходимо тщательно продумать в каждом отдельном случае. Следует отметить, что в последнее время в Москве, Свердловске и некоторых других городах светильники, устанавливаемые на стенах домов, часто применяются для освещения внутриквартальных проездов, что оправдывает себя на практике, так как при этом территория не загромождается опорами.
Развитие источников света идет не только по линии увеличения их светоотдачи, но также и увеличения их мощности. Упоминавшиеся выше экспериментальные ксеноновые лампы имеют мощность 20 000 ватт, но вполне возможно изготовление более мощных светодиодных светильников.
Светильники с такими мощными лампами нерационально устанавливать в два ряда даже на самых широких улицах. Поэтому внедрение мощных и сверхмощных источников света возможно приведет к осевому расположению опор на широких улицах современных городов. По всей вероятности, это будут весьма высокие опоры.
Основным приемом размещения светильников на улицах современного города является размещение в две линии на опорах, установленных вдоль тротуаров по шахматной или прямоугольной схеме.
На широких улицах первостепенного значения для получения большей яркости проезжей части лучше всего применять светодиодные светильники, установленные в светильниках, жестко закрепленных под углом в 25-30° к горизонту в сторону центральной оси улицы, на опорах с большим выносом кронштейна.
Для освещения менее широких улиц в таком же порядке могут быть размещены светильники с люминесцентными лампами или лампами накаливания. Светильники с люминесцентными лампами можно устанавливать не только по одному на каждой опоре, но и по два-три, располагая их параллельно один другому или веерообразно, с общим направлением поперек улицы.
В некоторых случаях, например, на не очень широких проспектах, особенно при наличии зеленой полосы, разделяющей проезжую часть на две, можно установить третью осевую линию светильников на опорах, но это вызывает необходимость прокладывать добавочную воздушную или подземную кабельную линию, что значительно удорожает всю осветительную установку.
На широких магистралях количество рядов опор для светильников часто увеличивается в связи с их использованием также для подвески контактных проводов троллейбусов.


Основные задачи уличного освещения


Освещение улиц и площадей является основным, т.е. обязательным элементом освещения любого города. Что касается освещения витрин, реклам и других элементов то оно может быть развито в большей или меньшей степени в зависимости от величины, характера и значения города и может, таким образом, дополнять обязательное освещение улиц и площадей.
Главная задача уличного освещения - обеспечить нормальное удобное, безопасное движение городского транспорта и пешеходов. Для этого освещаются проезжая часть улиц, тротуары, а также действуют световые указатели и световая сигнализация. Только совместная работа этих элементов освещения обеспечивает в современном городе безопасное интенсивное движение транспорта и пешеходов.
При проектировании электрического освещения улиц необходимо руководствоваться «Указаниями по проектированию уличного освещения» (СН 278-64), утвержденными Госкомитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР в 1964 г., а также брошюрой Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института и Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова «Типовые решения освещения улиц» (Изд-во литературы по строительству, 1965 г.).
Улицы, дороги, проезды и площади подразделяются на 5 категорий: А, Б, В, Г, Д. Уровень освещения проезжей части улиц первых четырех категорий регламентируется по яркости сухих покрытий проезжей части в направлении наблюдателя, находящегося на оси движения транспорта. Кроме категории улиц в городе при определении уровня освещения принимается во внимание интенсивность движения транспорта.
Уровень освещения на тротуарах улиц с магазинами практически всегда выше, чем на проезжей части, так как освещение витрин и реклам увеличивает яркость, главным образом, на тротуарах и незначительно влияет на нее в средней полосе улиц.
Значительная разница в яркости витрин по сравнению с яркостью проезжей части часто мешает водителям правильно воспринимать то, что им необходимо видеть, так как их глазам приходится часто перестраиваться (адаптироваться) с большей яркости на меньшую и наоборот (в особенности на изогнутых улицах и поворотах, когда в поле зрения водителя неизбежно попадают тротуар и витрины). Это следует учитывать при проектировании витринного освещения. Естественно, что повышение яркости проезжей части улиц, вызванное, главным образом, увеличением интенсивности движения, способствует и смягчению трудностей вождения машин, вызываемых яркостью рекламного и витринного освещения.
Основной задачей уличного освещения является создание достаточной яркости на проезжей части улиц и на тротуарах, т.е. на горизонтальной поверхности, однако некоторое значение имеет и освещение (боковое) вертикальной поверхности стен, малых форм архитектуры и деревьев, расположенных вдоль улиц. Особое значение имеет боковое освещение на улицах с малым количеством магазинов, без значительной световой рекламы и световых витрин.
Боковое освещение на таких улицах способствует повышению безопасности движения, создает световую перспективу улиц, развертывает ее зрительно. При отсутствии достаточного бокового освещения улица кажется темной, создается угнетающее впечатление. Освещенность вертикальной поверхности зависит от характера светораспределения светильников, применяемых для освещения улиц. Наиболее рациональны светильники, которые основную часть светового потока направляют вниз, а некоторую часть - в стороны, но не вверх.
В связи с растущей интенсивностью движения городского транспорта и пешеходов все большее значение в городском освещении приобретают световые указатели и сигнализация. В ряде городов эти элементы городского освещения появились только в последние годы и развиваются, обретая все новые светотехнические и архитектурные формы.
С точки зрения выполняемых функций светильники уличного освещения, а также светосигнальные приборы и указатели должны обладать некоторыми противоположными свойствами: светильники - создавать необходимую освещенность и при этом быть минимально яркими, светосигнальные приборы и световые указатели - не создавать освещенности, но быть хорошо видимыми в сложной световой обстановке ночного города с большого расстояния, не создавая слишком резкого света.
В то же время светосигнальные приборы и световые указатели должны четко отличаться по свету от всех прочих световых элементов, поэтому кроме других чисто оптических средств, в данном случае применяется также и цвет.